Навигация по сайту

В прошлой статье мы сделали кластеризацию запросов и получили некую структуру интернет-проекта. Теперь самое время подумать об удобстве передвижения по этой структуре. Важным пунктом юзабилити является навигация, от которой напрямую зависит качество вашего сайта и лояльность посетителей.

Что такое навигация?

Навигация по сайту – это функционал для движения между страницами сайта. В идеале, она должна быть простой, быстрой и понятной. К навигации относятся абсолютно все ссылки, которые перебрасывают пользователя на другую страничку этого сайта или прокручивают текущую страничку до определённого места (ссылки, ведущие на другие ресурсы, к навигации не относятся). Ссылки бывают текстовыми, в виде кнопок, иконок и картинок. Могут стоять отдельно или располагаться в группе образуя целую панель навигации сайта.

Рассмотрим основные элементы навигации сайта, к которым относятся:

  1. Логотип - уже для всех привычно, что, клик по логотипу ведет на главную страницу или прокручивает её в самое начало (если это одностраничный ресурс).
  2. Меню - самая важная часть навигации. На сайтах бывает сразу несколько типов меню:
    • Главное - находится в верхней части и не меняется при переходе с одной странички на другую;
    • Дополнительное - располагается в правом или левом блоке и меняет своё содержание в зависимости от текущего раздела сайта;
    • Нижнее - стоит в самом низу (в подвале). Может быть краткой версией основного меню, дублировать его полностью или быть его расширенным вариантом.
    Кроме назначения и места расположения, меню ещё бывает разных видов:
    • Горизонтальное - когда пункты меню располагаются в одну строку;
    • Вертикальное - пункты меню находятся друг под другом.
    Но и это ещё не всё. Меню может быть выпадающим, выезжающим, раскрывающимся, гармошкой и комбинировать в себе все эти методы одновременно.
  3. HTML карта - самостоятельная страница, на которой можно посмотреть всю структуру сайта и перейти сразу к нужному пункту.
  4. Форма поиска - помогает найти нужную информацию по слову или фразе.
  5. Подсказки и информационные блоки - обычно располагаются после основной информации и предлагают пользователю прочесть другую полезную информацию:
    • интересное;
    • похожие товары;
    • вместе с этим искали;
    • материалы по теме;
    • и прочее.
  6. "Хлебные крошки" - это строка навигации на сайте, по которой пользователь может проследить свой путь. Располагается вверху контента.
    Пример хлебных крошек
  7. Пагинация - это нумерация страниц, с помощью которых посетитель может передвигаться по сайту. Например:
    Пример пагинации Google

Зачем нужна навигация?

Правильная навигация пошагово ведёт посетителя к основной цели сайта. Представьте, что вы общаетесь с клиентом лично: вы же не подходите к нему со словом “Купи”. Сначала вы представляетесь, затем предлагаете ассортимент, рассказываете и показываете выбранный товар, озвучиваете цену и гарантии, и только потом заключаете сделку.

Сайт - это ваш цифровой менеджер по продажам (инструмент для общения с заказчиком), а значит, его навигация должна выстраиваться по тому же принципу, как и личное общение.

В продолжение метафоры, допустим, вы начали рассказывать очередной заученный текст про характеристики товара, но клиент его уже изучил и хочет перейти сразу к гарантиям. Также и на сайте: клиент сам выбирает интересный ему пункт. У него должна быть возможность пропустить один или несколько пунктов, которую и обеспечивает навигация сайта. По этому, если заказчик вовремя не найдет интересующий его пункт (например: гарантии), то сделка скорей всего оборвётся, и виной этому станет плохая навигация. И это будет повторяться до тех пор, пока ее не исправить.

Вот почему грамотная навигация так важна. Помимо этого, она еще и повысит лояльность пользователей к вашему ресурсу.

Как сделать навигацию на сайте?

  1. Начните работу над навигацией с создания структуры сайта.
  2. Обдумайте все этапы общения с пользователем, как при очном общении с клиентом, пример которого мы приводили выше.
  3. Составьте список этих этапов в виде отдельных страничек сайта.
  4. Обдумайте навигацию для каждой такой страницы.
  5. Попытайтесь мыслить как пользователь:
    • Ему явно что-то нужно, если он зашёл на эту страничку.
    • Готов ли он совершить основное действие.
    • Что ему может понадобиться для этого.
  6. Какой путь и какие действия он уже проделал, чтобы попасть на эту страницу:
    • Увидел рекламу в социальных сетях.
    • Специально искал эту информацию в поиске.
    • Перешёл с другой страницы вашего сайта.
  7. Подумайте, что понадобится пользователю при чтении странички, а так же после ее прочтения:
    • Узнать значение непонятного слова в вашей статье.
    • Выяснить дополнительную информацию по теме.
    • Изучить другие варианты или условия.
    • Хочет почитать отзывы или задать вопрос.
    • Готов перейти к следующему этапу.
  8. Нужно не только учитывать эмоции клиента, но и подталкивать его к нужному вам действию (напишите комментарий, подпишитесь, позвоните и т.д.).
  9. Зарисуйте элементы навигации для каждого этапа на бумаге или используя программы для создания прототипа сайта.
  10. Учтите расположение элементов навигации при просмотре сайта с компьютера и с мобильного устройства.
  11. Ещё раз убедитесь, что все элементы навигации располагаются в нужном месте, заметны, но не мешаются, и в любой момент можно вернуться на шаг назад.

Заключение

Теперь вы знаете все о навигации и ее элементах. Используйте нашу пошаговую инструкцию чтобы сделать навигацию удобной и практичной. Поделитесь в комментариях своими мыслями по этому поводу или опишите трудности, с которыми вы столкнулись и мы вам обязательно поможем.

Остались вопросы? Мы поможем! Всего за 15000 тенге мы разработаем такую навигацию для вашего сайта, что все ваши посетители придут в восторг!

Заказать на Kwork

Комментарии


Как обычно, мы открыты для общения и вы можете смело писать свои комментарии, задавать вопросы и просто делиться мнением. Ваши отзывы очень важны для нас!